Что интересно, в элементах декора широко применена католическая символика так же, как и в Успенском соборе Смоленска. Тут и фигуры католических святых, и надписи на латыни... 1690 год закладки. Кто-нибудь из наших знатоков может подсказать, почему так сделано?
Странно, эта загрузилась :-) Все остальные - нет... Про историю не скажу, а картинка светится. А проработать светильник - ну это уже трудно: лестница нужн%C
/4 на 2/ Уточняю. Дубровицы принадлежало "дядьке" Петра Б.А.Голицыну. В 1690 году ему было пожаловано боярское достоинсто и в память этого события он решил построить на месте ещё крепкой деревянной церкви новый каменный храм - церковь Знамения. Так именовали икону Божьей Матери, изображающую Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руку.
/5/ Воистину будет! :)
/6/ Мне это все напомнило торт из взбитых сливок. :)
/7/ Дык! :)) Но я еще и здесь скажу, что в 19-00 завтра (то есть сегодня) жду всех в "Матиссе".
Предпологается, что автором этого сооружения был иноземец "родом итальянец", - писал первый священник храма С.И.Романовский. Многие исследователи пытались уточнить имена строителей, но документов найдено не было. Работавшие на Голицына иноземные мастера не сторонились и местных традиций, чем был достигнут удивительный синтез западного и русского стилей в архитектуре. Есть предположение, что внутренние рельефы выполнены на несколько лет позже, чем наружние скульптуры и делали их масте%D
/1/ - Максим, а ты уверен, что изображения именно католических святых? Поточнее не помнишь кто именно изображен?
Дело в том, что некоторые святые, которые были прославлены до разделения церквей, одинаково почитаются и Православной и Католической церквями.
Стиль изображения - да, очень похож на католический. Максимальный реализм. Православию же больше присуща Византийская школа, обратная перспектива... Но в 18-19 веках традиции католицизма стали проникать и в православные архитектуру и иконопись.
Может, именно поэтому тебе и показалось?
19 Владимир, Максим, наверное, хотел сказать не совсем так, святые в Христианстве практически одни и те же, просто изображение в виде скульптур не свойственно православию, а католицизму - наоборот.
Отсюда идет разное восприятие и ментальность течения.
Все же, мне кажется, в католицизме есть что-то более светлое и доброе, православие для души несколько тяжелее, хотя, возможно, в этом есть свой мощный стимул.
Страдая за Христа, я никак не могу не согласиться, что мучения Девы Марии были не столь тяжелы.
Как мать.
Она ведь всё знала прежде...
/21/ - А меня, наоборот, убивает католический реализм. Вера - это что-то "не от мира сего". И православная иконопись как раз и дает такое "неотмирное" изображение. Ну не хочу я видеть фотографическое изображение святого. Он от этого перестает быть святым. Его надо чувствовать душой, а не лицезреть глазами.
О! Только что пришло в голову (простите мне моё кощунство!).
Реализм католицизма, ИМХО, (да простят меня католики - камень не в "огород" веры, а исключительно в искусство) - сродни той же попсе.
Мне не остается пространства для полёта мысли. Одни сплошные "знания".
:-)
-22- Многие свяьые канонизированы были после жизни. Менее святыми они от реальности своей жизни не стали.
Больно глубокие понятия можем мы затронуть в таком диалоге.
Вера же - внутри нас.
И приходя в христианские храмы той или иной ветви, все равно обращаемся внутренне к Тому, с кем внутренне общаемся по вере.
Иногда приятнее, когда при этом вокруг - свет.
Иногда интерьерность не важна вообще.
Просто католицизм чисто внешне (в оформлении) - более красивая направленность.
А православие мощнее по переживаниям
ИМХО.
22- "Реализм католицизма, ИМХО, (да простят меня католики - камень не в "огород" веры, а исключительно в искусство) - сродни той же попсе." - Володя, зачем??? :(
Спорить тут не о чем... Для меня, например, интересно и значимо и то, и другое... Сколько можно делить? Может, пора камни собирать уже?
\8, 12\. Правду глаголешь, Сереж. Голицин был еще и сподвижник Петра, сторонник вхождения России в Евросоюз (простите за газетный штамп), и приветствовал западные влияния. Вот они и проявились гораздо заметнее, чем в других архитектурных памятниках тех времен. В Пдмосковье это вообще большая редкость - почти образец западного барокко.
Чисто нашего национального барокко практически нет, нарышкинское - и то с западным акцентом, хоть строили наши соотечественники (Я. Бухвостов, например).
/32/ Так ведь, Рубенчик, меня это и поразило - снизу полумрак, а наверх ступень за ступенью идет восхождение к свету. Близкая люстра только оттеняет свет, дает точку опоры, говорит о том полумраке, что не вошел в кадр по краям.
И еще. Ребята, я все могу понять, но в этом храме надписи на латыни! Как такое допущено?
34- Максим, при Петре ведь строили, а он, как ты знаешь, окно в Европу рубил :-) Многие храмы строили по классическим европейским образцам; вспомни, например, церковь в Петропавловской крепости (главный неф и два боковых нефа - базилика, или "корабль" в переводе), Исаакий тоже. Вот и надписи на латыни, поди, оттуда скопировали. Странно, что их не уничтожили после, как деревянные скульптуры святых и Бога. В один из периодов своей истории РПЦ боролась с этими скульптурами и уничтожала их по всем хр
храмам; у нас в пермской области несколько спасли, сейчас они в музее. Очень красивые! Характерно, что у них такие коми-пермяцкие лица, скуластые. С душой сделаны.
38- Да! А вот у нас в храме, после того, как расстреляли священника и нескольких членов совета прихода, сделали мастерскую, а потом театр для глухонемых. Раскрашенные гипсовые скульптуры евангелистов, утварь, одеяние священиика и триптих со Христом и двумя воинами по бокам сдали в музей. Среднюю часть картины спёрли, а остальное вернули несколько лет назад. Пришлось заказывать новодел, но написан он очень похоже, с первого взгляда не отличишь. Скульптуры заново раскрасили. Хорошо, что в музей всё попало, а не на свалку.
/25/ - Игорь, еще раз прости, пожалуйста. Я описал только лишь СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ощущения.
Мне гораздо уютнее в Успенском соборе Кремля (14 век), нежели в храмах, расписанных под различные "барокко". Там мне ничто не мешает отрешиться от внешнего. Наоборот, роспись храма только помогает этому.
И, не для кого не секрет, что реализм пришел от Ренессанса. Увы, "Сикстинская Мадонна" трогает мою душу только как красивая картина, не более.
40- Володя, мне твоё обощение в 22 показалось чрезмерым. К тому же, "попса" - бранное слово, и применять его к такому направлению в искусстве, как реализм, мне кажется, по меньшей мере, странным. Что касается личных ощущений, то каждый имеет право их высказывать; для меня всегда существует дилемма: высказать или промолчать, если это может задеть чьи-то чувства. Чаще всего я склоняюсь ко второму... Но это каждый решает для себя.
\38\. Максим! Внутренее убранство дубровицкой церкви было сильно порушено. Я бывал в ней в конце 80-х - начале 90-х. Все (ну, почти все) внутри воссоздано заново. Реставраторам поклон: гигантская работа проделана.
-40- Владимир, хочу Сикстинскую защитить...
Она девочка совсем, но у неё такие страдающие глаза, в них опыт почти пожилой женщины - она пережила все еще до его рождения, и приняла свою долю...
В подлиннике надо смотреть.
А красивой она смотрится потому, что её лицо отчего-то более современное, нежели на других портретах Марии.
43- Светлана, твоя трактовка образа совпадает с моей. Кстати, насчёт реализма: и святые, и Мария, и Иисус - это жизнь, в том числе и ЗЕМНАЯ жизнь, с её кровью, слезами, болью, страданием и радостью. РЕАЛЬНАЯ жизнь. Все эти люди ходили по грешной земле и также, образно говоря, сбивали себе ноги, как и мы с вами, и поколения людей до нас. Про святых есть хорошая фраза: "Святые были грешниками, которые старались измениться". (В оригинале лучше: "Saints were sinners who kept on trying"). Так что реализм в изображении Марии с маленьким Иисусом, или Христа по пути на Голгофу, или Блаженной Матери Терезы, помогающей бедняку на улице Дели мне кажется вполне уместным.
к 44- Всё сказанное мною выше вовсе не означает, что я не приемлю иконописи, изобразительного канона. Владимир совершенно прав, что "православная иконопись как раз и дает такое "неотмирное" изображение". Это очень точное наблюдение. Иконопись - это своего рода код: там всё имеет особое значение - цвет, композиция, позы персонажей. Чего стоит только такой жанр, как "житие", когда по периметру изображаются сцены из жизни святого! Это целая повесть в одной картине, эмоционально насыщенная и исторически достоверная.
Я за что ратую-то: давайте попробуем принимать разные взгляды и трактовки одних и тех же событий и феноменов. Это же так интересно - сравнивать, находить похожее и различное!
/47/ "Я за что ратую-то: давайте попробуем принимать разные взгляды и трактовки одних и тех же событий и феноменов. Это же так интересно - сравнивать, находить похожее и различное!" (с) Рек!