PhotoLine
Текущее время: 09 апр 2020, 04:31




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
 Не увлекайтесь «Лейкой»! 
Автор Сообщение

Зарегистрирован:
17 ноя 2003, 13:54
Сообщений: 3604
Сообщение Не увлекайтесь «Лейкой»!
http://www.zenitcamera.com/articles/pho ... leica.html
С. Евгенов
Чему отдать предпочтение — стеклу 1) или «Лейке» 2)?
Статья из журнала Советское фото за 1934 год.
В споре о «Лейке» в разной мере неправы те, кто считает «Лейку» лучшим вооружением фоторепортера, и те, кто ее целиком отрицают и ставят вопрос об отказе от «Лейки».
Наиболее правильным мы считаем такое решение вопроса:
«Лейка» абсолютно незаменима для съемок в далеких и продолжительных экскурсиях или экспедициях, в арктическом походе и т. п., — «Лейка» незаменима там, где снаряжение фотосъемщика, его аппаратура, съемочный материал должны занять минимальное место и иметь минимальный вес.
«Лейка» незаменима и во всех тех случаях, когда фотосъемочное вооружение должно быть пущено в ход с максимальной быстротой. Такие случаи бывают и не в далеких экспедициях, а, скажем, при каких-либо встречах на вокзале, когда фоторепортеру приходится двигаться в толпе, когда он быстро должен менять точку съемки, снимать с поднятых рук и т. п.

Наконец, «Лейкой» и только «Лейкой» приходится пользоваться тогда, когда самым чувствительным негативным материалом, которым располагает фоторепортер для данной съемки, является леечный негативный матриал, леечная пленка.

Недостатки «Лейки»: она, как правило, даже в руках самых опытных мастеров не даст глубины, скрадывает объем, почти полностью убивает тонкие световые нюансы. Превосходные в композиционом отношении кадры таких мастеров «Лейки», как Игнатович и Лангман, являются как правило крупноплановыми плоскостными кадрами, — выразительность композиции достигается у них исключительно художественным расположением плоскостей, фактуры в снимках почти нет, свет и тени даются широкими плоскостями. Сочнее и мягче в световых отношениях сделаны лучшие леечные работы Штеренберга, Кудоярова, Маркова-Гринберга.

Еще один общий недостаток: работа на «Лейке» «подрывает творческую дисциплину», если так можно выразиться, развращает увлекающегося фотоработника. «Лейка» предоставляет возможность в короткий срок сделать огромное число снимков. Недисциплинированный, увлекающийся съемщик, пользуясь этим качеством «Лейки», перестает продумывать композиции отдельных кадров, перестает владеть собою, начинает щелкать на «авось», наугад, — «нащелкаю много, авось, что-нибудь хорошее потом подберу». Случайно хорошее редко получается, и работающий таким образом фоторепортер не только останавливается в росте, но и легко катится назад.

Особые недостатки «Лейки» в условиях союзфотовской работы: увеличесние с «Лейки» гораздо сложнее увеличения со стекла. Конечно, крупные мастера со своих превосходно сделанных в техническом отношении леечных негативов могут «вытянуть» довольно приличный отпечаток 50×60 и даже больше, но при массовой печати, при наличии средней квалификации кадров печатников (как это имеет место на фабрике фотопечати Союзфото) увеличение 24×30, 30×40 дается с трудом.

Материал принимается редакцией Союзфото в негативах. Отбор леечных негативов, определение их качеств значительно более сложен по сравнению с отбором и определением качеств негатива на стекле или крупной пленке. Опытнейшие редакторы при выборе леечных негативов допускают грубые ошибки, тиражируют вещи, которые потом приходится полностью браковать. Пересылка и хранение леечного негатива как будто проще — леечный негатив не бьется. Но он изнашивается, царапается, «залапывается» и приходит, в конечном счете, в полную негодность раньше негатива на стекле.

Из сказанного о «Лейке», по-моему, ясны недостатки и достоинства фотоаппаратуры со стеклом и крупной пленкой. Не случайно, что за границей «Лейка» так и не привилась как репортерский фотоаппарат, там фоторепортеры предпочитают камеры больших размеров, до 13×18, там «Лейка» остается любительской камерой. Мы стараемся поставить советского фоторепортера в лучшие условия работы, чем условия работы буржуазного фоторепортера и в связи с этим, наряду с клапп-камерой 3) и другой аппаратурой, допускаем «Лейку», даже рекомендуем ее в некоторых перечисленных выше случаях, но с оговоркой: бери «Лейку» только тогда, когда не можешь взять другого фотоаппарата, когда некуда его девать, нет возможности тащить с собой запас пластинок, когда ты не будешь располагать временем для развертывания обычной камеры.

Однако помни: что бы ты ни снимал (если вообще ты умеешь снимать), у тебя на стекле выйдет лучше, чем на «Лейке». И Памир, и знойнуй Какакумскую пустыню, и Красную площадь, залитую массами, освещаемую мягкими лучами солнца, только что пробившегося сквозь облака, ты сможешь шире, объемнее, выразительнее, сочнее показать при съемке на стекле или крупной пленке, и в редакции безошибочнее из сделанного тобою материала отберут лучший материал.

Исходя из этих положений, редакция Союзфото со второй половины 1933 г. вооружает своих лучших фоторепортеров «Лейкой» и тропическим Неттелем 4), старается по возможности регулировать пользование «Лейкой», решительно борется с «установкой» некоторых фоторепортеров — «работать только на «Лейке».

Еще несколько доводов против «Лейки»: опыт показал, что не следует начинать учиться фотосъемке на «Лейке», не следует «переходить на «Лейку», еще не овладев в совершенстве фотосъемкой на универсалке 5) и клапп-камере. Фоторепортеры, рано перешедшие на «Лейку», как правило, медленнее растут и не используют всех возможностей «Лейки».

Мода на «Лейку» прошла. Изживается мнение, еще недавно распространенное среди московских фоторепортеров (не говоря уж о периферии), что первоклассным фоторепортером является только тот, который работает на «Лейке».

Повторяем, это не значит: «Лейка» не нужна, долой «Лейку», — это означает: не увлекайтесь «Лейкой», помните о ее больших недостатках, об огромных трудностях овладения всеми ее достоинствами, в совершенстве овладевайте универсалкой и клапп-камерой.

Примечания:

Источник: журнал "Советское фото" № 1, 1934 г.

1) -- "Стеклу" -- здесь: стеклянным фотопластинкам и соответствующей крупноформатной фототехнике.
2) -- Под "Лейкой" в данной статье не следует понимать исключительно продукцию фирмы Leitz. Имеется в виду вообще малоформатная пленочная фототехника, которая на тот момент была фактически представлена только моделями "Леек".
3) -- Клапп-камера -- тип небольшого складывающегося фотоаппарата без откидной доски, передняя объективная часть камеры соединяется с корпусом при помощи распорок, мех одинарного растяжения. Затвор может быть как щелевым (фокальным), так и центральным (апертурным). Отечественные примеры: "Репортер", "Турист".
4) -- Под "тропическим Неттелем" имеется в виду складные (с "ножницами") ящичные фотоаппараты тропического исполнения -- "Nettel Tropen" производства Contessa-Nettel Camerawerk -- подразделения фирмы Carl Zeiss.
5) -- "Универсалка" -- жаргонное название "универсальной складной фотокамеры". В отличие от клап-камер, у данного вида фотокамер присутствует откидная доска; мех, как правило, двойного или тройного растяжения, пирамидальный; затвор -- центральный (апертурный). Примеры: "Фотокор-1", АРФО.


Вложения:
19627_616362561713124_1380226750_n.jpg
19627_616362561713124_1380226750_n.jpg [ 36.51 KIB | Просмотров: 1466 ]
18 фев 2013, 11:17
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © phpBB Group.
Рейтинг@Mail.ru