PhotoLine
Текущее время: 27 июн 2025, 19:34




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу 1, 2  След.
 Экспонометрия при оценочном замере у Canon: странность. 
Автор Сообщение
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
01 ноя 2003, 23:16
Сообщений: 1686
Сообщение Экспонометрия при оценочном замере у Canon: странность.
Только не смейтесь. Мне и так стыдно. Или у меня ум за разум зашел или я просто никогда не обращал на это внимания... :)
Так вот. При съемке с оценочным (многозонным) экспозамером, после половинного нажатия спусковой кнопки, камера, установив единожды экспозицию, не меняет ее даже при перекомпоновке кадра или при изменении освещенности сцены, пока кнопка удерживается полунажатой. То есть, как сказано в инструкции, экспозиция устанавливается в момент завершения фокусировки. А вот в остальных режимах (точечный, частичный, центральновзвешенный) даже при удержании спусковой кнопки нажатой наполовину экспонометрия продолжается, и показания экспозиции меняются в зависимости от изменения освещения. Что еще забавнее - в режиме сервоавтофокусировки такого эффекта нет и при использовании оценочного многозонного замера экспонометрия при нажатой наполовину кнопке не прекращается, как и в остальных экспорежимах, а устанавливается непосредственно перед открытием затвора при полном нажатии кнопки спуска.
Так на всех кэноновских камерах. Если это - не случайность, то для чего нужна такая функция? И можно ли ее отключить?
Самое забавное, что я задал этот вопрос устно двум очень крутым профессионалам и спецам по фотоаппаратуре, но они очень удивились и ответить не смогли :D .

ЗЫ. Нашел способ это обойти. СFn-IV, позиция 1 (Кнопка спуска/Кнопка включения AF) устанавливается в положение 1. Тогда, наведясь на резкость в режиме one shot, можно отменить фиксацию фокусировки нажатием на заднюю кнопку AF-on, после чего экспонометрия продолжается, несмотря на то, что спусковая кнопка поджата. А в режиме серво, который в этом случае останавливается той же задней кнопкой, наоборот экспозамер прекращается при ее нажатии.
Вопрос: нафига все это нужно? :)


22 янв 2012, 12:13
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
03 ноя 2003, 09:32
Сообщений: 258
Сообщение Re: Экспонометрия при оценочном замере у Canon: странность.
Михаил Геллер писал(а):
Только не смейтесь. Мне и так стыдно. Или у меня ум за разум зашел или я просто никогда не обращал на это внимания... :)
Так вот. При съемке с оценочным (многозонным) экспозамером, после половинного нажатия спусковой кнопки, камера, установив единожды экспозицию, не меняет ее даже при перекомпоновке кадра или при изменении освещенности сцены, пока кнопка удерживается полунажатой. То есть, как сказано в инструкции, экспозиция устанавливается в момент завершения фокусировки. А вот в остальных режимах (точечный, частичный, центральновзвешенный) даже при удержании спусковой кнопки нажатой наполовину экспонометрия продолжается, и показания экспозиции меняются в зависимости от изменения освещения. Что еще забавнее - в режиме сервоавтофокусировки такого эффекта нет и при использовании оценочного многозонного замера экспонометрия при нажатой наполовину кнопке не прекращается, как и в остальных экспорежимах, а устанавливается непосредственно перед открытием затвора при полном нажатии кнопки спуска.
Так на всех кэноновских камерах. Если это - не случайность, то для чего нужна такая функция? И можно ли ее отключить?
Самое забавное, что я задал этот вопрос устно двум очень крутым профессионалам и спецам по фотоаппаратуре, но они очень удивились и ответить не смогли :D .

ЗЫ. Нашел способ это обойти. СFn-IV, позиция 1 (Кнопка спуска/Кнопка включения AF) устанавливается в положение 1. Тогда, наведясь на резкость в режиме one shot, можно отменить фиксацию фокусировки нажатием на заднюю кнопку AF-on, после чего экспонометрия продолжается, несмотря на то, что спусковая кнопка поджата. А в режиме серво, который в этом случае останавливается той же задней кнопкой, наоборот экспозамер прекращается при ее нажатии.
Вопрос: нафига все это нужно? :)

А я вообще думал, что все встроенные девайсы в любых камерах - это удел домохозяек, а не "профи". Никогда этим приблудам не доверял, всегда ношу и меряю выносным хорошим экспонометром. Хотя, для "цифровиков", может это и проканывает, не берусь судить.


22 янв 2012, 15:10
Профиль ICQ
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
01 ноя 2003, 23:16
Сообщений: 1686
Сообщение Re: Экспонометрия при оценочном замере у Canon: странность.
Валера, цифровики тут не при чем. Кстати, на пленочных Кэнонах описанный эффект присутствует. Для того, что обычно снимаешь ты, внешний экспонометр может быть предпочтительнее (вернее, все равно, каким экспонометром пользоваться). Но вряд ли ты будешь утверждать, что с внешним экспонометром удобно снимать жанр, репортаж и, скажем, спорт.
Что же касается профи - то нам чем удобнее, тем лучше. И если встроенная функция помогает, почему ее не использовать? Из принципа и из верности устаревшим технологиям?
Собственно, тема открыта не для подгребок, а для получения ответа по существу.


22 янв 2012, 15:31
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
02 ноя 2003, 00:01
Сообщений: 1711
Сообщение Re: Экспонометрия при оценочном замере у Canon: странность.
Михаил Геллер писал(а):
Только не смейтесь. Мне и так стыдно. Или у меня ум за разум зашел или я просто никогда не обращал на это внимания... :)
Так вот. При съемке с оценочным (многозонным) экспозамером, после половинного нажатия спусковой кнопки, камера, установив единожды экспозицию, не меняет ее даже при перекомпоновке кадра или при изменении освещенности сцены, пока кнопка удерживается полунажатой. То есть, как сказано в инструкции, экспозиция устанавливается в момент завершения фокусировки. А вот в остальных режимах (точечный, частичный, центральновзвешенный) даже при удержании спусковой кнопки нажатой наполовину экспонометрия продолжается, и показания экспозиции меняются в зависимости от изменения освещения. . Если это - не случайность, то для чего нужна такая функция? И можно ли ее отключить?
Самое забавное, что я задал этот вопрос устно двум очень крутым профессионалам и спецам по фотоаппаратуре, но они очень удивились и ответить не смогли :D .




Точно так же устроен замер на минолтовских камерах (например, на проф. камере dynax 9 и на dynax 7).
Просто, философия матричного замера такова:
1) в поле кадра есть главный объект — тот, на котором сфокусировался один из датчиков автофокусировки, и
2) в кадре есть второстепенный «фон».
3) Экспозиция, вычисляемая камерой, обеспечивает хорошую проработку главного объекта и, так сказать, компромиссную фона.
Для пленочных камер, например, алгоритмом учитывалась широта пленки по DX-коду и т.д.
4) если фотограф перекомпоновывает кадр при полунажатой кнопке, это означает, что он хочет сохранить приоритет главного объекта , возможно, пожертвовав проработкой фона. Поэтому экспозиция не меняется.
Здесь экспозиция намертво связана с автофокусировкой: если отключить последнюю камера переходит в режим точечного замера (или средневзвешенного, — не помню).
Пример. Снимается портрет. Лицо в центре, фокус на нем. Экспозиция высчитывается так, обеспечить проработку лица и, если получится, фона. В последний момент фотограф решает переместить лицо в правую сторону. Естественно, оставить экспозицию прежней. Конечно, в левой части фон может не проработаться. Это другая проблема, которую нужно решать выбором бокового датчика фокусировки, что требует времени.

Средневзвешенный замер, естественно, должен меняться при перекомпоновке кадра, поскольку это среднее датчиков. Точечный замер тупо делает среднесерым то, что попадает в точку фокусировки, не обращая внимания на фон. При перекомпонвке, естественно, показания будут непрерывно меняться. Если же фотограф в режиме точечного замера хочет зафиксировать экспозицию, то на камерах минольта нужно нажать кнопку AEL, затем перекомпоновать.


22 янв 2012, 17:44
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
01 ноя 2003, 23:16
Сообщений: 1686
Сообщение Re: Экспонометрия при оценочном замере у Canon: странность.
Спасибо за ответ. С одной стороны все это вполне логично и даже очевидно и, конечно, такую трактовку я знаю. Собственно, это написано в инструкции к камере :) .
Дело однако, в том, что при точечном замере сохранить при перекомпоновке определенную по главному объекту экспозицию еще важнее, чем при оценочном, ибо фон там точно не важен. Есть и еще один момент. Бывают ситуации, когда освещенность главного объекта постоянно и непредсказуемо меняется. Например, при съемке концертов или спектаклей со сложной световой партитурой. Я с этим сталкиваюсь очень часто. Нажатием кнопки наполовину фокусируешь камеру и ждешь нужного момента. Если во время ожидания АЕ запирается, может произойти фатальная экспозиционная ошибка.


22 янв 2012, 19:03
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
02 ноя 2003, 00:01
Сообщений: 1711
Сообщение Re: Экспонометрия при оценочном замере у Canon: странность.
Михаил Геллер писал(а):
Спасибо за ответ. С одной стороны все это вполне логично и даже очевидно и, конечно, такую трактовку я знаю. Собственно, это написано в инструкции к камере :) .
Дело однако, в том, что при точечном замере сохранить при перекомпоновке определенную по главному объекту экспозицию еще важнее, чем при оценочном, ибо фон там точно не важен.


Я отдаю себе отчет, что мои советы довольно бесполезны, поскольку у меня не кэнон, а минольта.
Тем не менее скажу: у минольт есть «пользовательская функция», позволяющая изменить режим работы кнопки AEL. Можно сделать так: при нажатии кнопки камера переходит в режим фиксации экспозиции. Выход из режима — новое нажатие кномки. Тогда очень удобно работать с точечным замером. Просто, включить AEL и после замера можно как угодно перекомпоновать кадр. На экране или в видоискателе горит «AEL».
Возможно, у камер кэнон есть подобные настройки.
В целом, логика работы с режимами замера не без странностей. Согласен. Возможно, она продиктована чисто инженерными решениями разработчиков, а не фотографической практикой пользователей.
По моей практике средневзвешенный замер с последующей экспокоррекцией — хороший выбор и довольно оперативный, если коррекция реализована удобным колесиком. Ну, думать нужно.


22 янв 2012, 19:34
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
01 ноя 2003, 23:16
Сообщений: 1686
Сообщение Re: Экспонометрия при оценочном замере у Canon: странность.
В принципе, у Кэнона и Минольты все организовано примерно одинаково. И настройка употребления кнопки AEL у Кэнона тоже есть. Я в своем посте писал, что нашел способ вернуть АЕ при оценочном замере путем отключения AF кнопкой AEL. Функция предназначена для работы в серворежиме, а в one shot, как оказалось, позволяет продолжать замер, удерживая кнопку наполовину нажатой. Согласитесь, что это можно было реализовать проще и очевиднее. А уж в точечном режиме, повторяю, было бы логичнее лочить АЕ автоматически при достижении резкости, а не заставлять нас дополнително жать на кнопку.
Экспокоррекцию я ввожу и в оценочном режиме, которым на улице пользуюсь чаще всего. Причем делаю это двумя способами:
1. С помощью собственно введения коррекции специальным колесом.
2. Фокусируясь не по сюжетно-важному объекту, а по объекту, находящемуся на таком же расстоянии, но освещенному ярче или темнее, чем главный. То есть фокусировка по черному объекту равнозначна введению экспокоррекции примерно + 1,5 ступени и наоборот. Иногда второй способ очень ускоряет процесс. Так что получается, что по инструкции оценочный замер однозначно предназначается для точного экспонирования главного объекта, но на практике может быть и иначе. Мне приятнее думать, что он скорее позволяет оценить диапазон яркостей снимаемой сцены.
А средневзвешенный замер, насколько я понимаю, предназначен в основном для тех, кто в свое время привык работать с камерами типа Nikon FM2, кто на основании большого опыта ставит в таком режиме коррекцию, не задумываясь, и не хочет переучиваться.


22 янв 2012, 19:55
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
02 ноя 2003, 00:01
Сообщений: 1711
Сообщение Re: Экспонометрия при оценочном замере у Canon: странность.
Михаил Геллер писал(а):
То есть фокусировка по черному объекту равнозначна введению экспокоррекции примерно + 1,5 ступени и наоборот. Иногда второй способ очень ускоряет процесс. Так что получается, что по инструкции оценочный замер однозначно предназначается для точного экспонирования главного объекта, но на практике может быть и иначе..



К сожалению, приходится приспосабливаться к той технике, которая есть в руках :)
Что касается замеру по черному, то обычно считается, что он дает +2.7 EV , а замер точкой по белому дает -2.3EV. По крайней мер именно так реализован замер в minolta spotmeter F. И это замечательно работает на слайде и на негативе. Как там на цифре — не знаю, но +1.5 мне кажется слишком маленькой поправкой.


22 янв 2012, 20:21
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
01 ноя 2003, 23:16
Сообщений: 1686
Сообщение Re: Экспонометрия при оценочном замере у Canon: странность.
Я имел в виду замер по более-менее черному или более-менее белому фрагменту (возможно, размером с прямоугольник АФ-сенсора или даже меньше). Я не измерял, но по ощущениям получается примерно плюс-минус полтора. Датчик спотметра целиком ложится в объект одного тона, поэтому, конечно, точнее. Только репортаж и жанр снимать со спотметром довольно затруднительно :).
Что касается экспокоррекции, я обычно делаю так:
1. По умолчанию днем - 1/3 ступени
2. В яркий солнечный день, когда много бликов и когда диапазон яркостей слишком велик - 2/3, иногда даже -1 ступень.
3. Вечерняя и ночная съемка от - 1 до - 1 2/3 ступени. Редко - 2.
4. Снег и прочее - как в книжках писали в детстве + 1,5-2 ступени.
Именно так я поступал, снимая в свое время слайды (был у меня такой период в жизни, когда я в течение 20 лет снимал только и исключительно слайды).
С цифрой, конечно, легче, поскольку есть гистограмма и в случае чего можно переснять. Но, как правило, при описанном подходе все получается очень точно.


22 янв 2012, 20:43
Профиль
Аватар пользователя

Зарегистрирован:
03 ноя 2003, 09:32
Сообщений: 258
Сообщение Re: Экспонометрия при оценочном замере у Canon: странность.
Ю.Гавриленко (YG) писал(а):
К сожалению, приходится приспосабливаться к той технике, которая есть в руках :)
Что касается замеру по черному, то обычно считается, что он дает +2.7 EV , а замер точкой по белому дает -2.3EV. По крайней мер именно так реализован замер в minolta spotmeter F. И это замечательно работает на слайде и на негативе. Как там на цифре — не знаю, но +1.5 мне кажется слишком маленькой поправкой.

Вот, хот один человек помнит теорию по экспозамерам. Так что цифра - это зло :). Вот если бы сейчас Михаил Романович снимал на цветной слайд со своими поправками в полторы ступени, то не видать ему гонораров, как собственных ушей :)


22 янв 2012, 20:52
Профиль ICQ
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу 1, 2  След.


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © phpBB Group.