Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстояньи.
С.Есенин
Бесконечно прав классик, написавший вдохновенные строки. Мы не имеем права опровергать его умозаключение, однако дополнить можем вполне. Оказывается, малое тоже видится на расстоянии. Только на малом. А вот на какое расстояние нужно приблизиться к малому и насколько многое можно в малом разглядеть, вчерашним вечером показал нам на большом экране мастер макрофотографии Игорь Тихомиров.
Передать очарование его снимков словами невозможно. Не стоит даже пытаться - это так же преступно, как пересказывать поэзию прозой. А в том, что Игорь имеет редкий поэтический дар, с первого же снимка поняли все без исключения гости творческого вечера. В темноте зала зрители впитывали красоту, затаив дыхание. Тишина нарушалась лишь мягко льющейся речью рассказчика да жужжанием крыльев случайно проснувшейся мухи, которую, впрочем, лектор вскоре поймал ловким движением руки и по привычке тут же сфотографировал.
Мастер-класс состоял из двух частей – творческой и технической. В первой части докладчик показал шесть тематических подборок, условно разделённых на категории по видам объектов: «цветы», «букашки» (насекомые на цветах), «животные», «насекомые», «листья» и «роса». Почти каждый слайд сопровождался авторским комментарием, и из-за этого просмотр оказался не только приятным, но и весьма информативным.
Наверное, каждому из зрителей что-то приглянулось наиболее. Однако вряд ли кто-то осмелится признаться даже самому себе в том, что хотя бы один из показанных кадров не понравился. Работы Тихомирова безукоризненны. Они восхищают ювелирной точностью и тщательностью подготовки. Ну а кроме того, каждая работа, каждый взгляд фотографа имеют художественное наполнение. Поэзия, музыка, пластика, гармония – вот что обязательно добавляет автор в души своих фотографий.
Словно волшебник, Игорь щедро наделяет зрителей самыми разнообразными, порой неожиданными ассоциациями. На разных кадрах один и тот же цветок превращается из бабочки сначала в длинноухого зайчика, а следом предстаёт летучей мышью.
В каплях росы видятся то россыпи бриллиантов, то стеклянные бусы, а то и созвездия не нашей галактики. Выходцами из этих параллельных пространств кажутся насекомые, при сотворении которых Создатель дал волю фантазии – настолько необычен, разнообразен и красочен мир этих ничтожных на первый взгляд тварей.
С жуками и бабочками у Игоря любовь взаимная. Букашки бегут, ползут, летят к фотографу, будто приговорённые. И никто из них не остаётся без подарка. Одним листочек, другим цветочек. Ну а шустрых муравьишек, словно маленьких детишек, он бананом приманил. Впрочем, и сам автор, выходя на встречу со своими подопечными, становится похож на большого жука с крупными, широко расставленными стеклянными глазами и толстым длинным хоботком – примерно так выглядит громоздкая конструкция, составленная из двух фотовспышек, макрообъектива брутальных габаритов и блестящей круглой макушки фотографа. Человек-оркестр, человек-фотостудия.
Вторая часть вечера была посвящена исключительно фототехнике и приёмам её применения. Игорь привёз с собой почти всю коллекцию оборудования и принадлежностей, необходимых для работы со столь деликатными объектами - макрообъективы, удлинительные кольца, телеконвертеры - а затем в самых разнообразных сочетаниях продемонстрировал эффективность их применения для различных целей и видов съёмки. И при каждой перемене приспособлений зрители выстраивались в очередь, чтобы посмотреть в окуляр видоискателя, а заглянув, не скрывали своего восхищения.
Для сравнения рядом была выставлена архаичная техника, захваченная автором этих строк – фотоаппараты Зенит и Контакс, снабжённые кольцами и макромехом. Удивительно, но и к ним был проявлен живейший интерес.
Ну а под занавес встречи взрослые дяди и тёти увлеклись детской забавой с подвижным игрушечным объективчиком пиписечной величины. Срам, да и только. Впрочем, как говорится, чем бы ни тешились, лишь бы не напились. И ведь сработало! Похоже, впервые фотолайновская встреча прошла мимо традиционных «водных процедур». На закуску Игорь выложил заранее припасённые гостинцы - коллекционные диски с записями собственных фотографий. Жаль, не всем досталось.
В заключение от имени всех участников встречи хотелось бы выразить огромную благодарность автору за уникальное зрелище, за его талант, щедрость, терпение и отзывчивость. Также следует поблагодарить школу-студию Михаила Геллера
http://www.mg-photo.ru, не первый раз принимающую нас в своих стенах.
Напоминаю, что следующая встреча запланирована на 28 января. Тема – творческий вечер Александра Красоткина.
Пользуясь случаем, сделаю объявление: приобрести крайне дефицитную книгу известного немецкого фотографа W.Rolowa теперь можно в столичной школе-студии М.Геллера. Небольшое количество альбомов «Фотографии с рассказами из 80-х» героически, рискуя жизнью, вывез А.Красоткин из г.Рыбинска. Торопитесь, пока не расхватали. Адрес и телефон школы можно почерпнуть на официальном сайте учебного заведения. Лично я из соображений жадности приобрёл аж два экземпляра. А почему бы и нет? Прочитаю до конца первый, возьмусь за чтение второго. Эту книгу можно читать до бесконечности, до чёрных дыр. Благо, состоит она исключительно из чёрного и белого. Нет, ошибся с выбором эпитета. Скорее так: из чёрного и светлого.
До следующих встреч, дорогие друзья!