Этот текст был написан для самых начинающих фотографов, которые есть на любом сайте. Конечно, на Фотолайне полно мастеров, которые все это знают лучше автора этих заметок. Но я надеюсь, что кому-нибудь эти простые советы будут полезны.
Я хочу поговорить об этой, столь полюбившейся мне фотографии. Я использую ее в качестве примера доброкачественного снимка, который, в сущности, может сделать каждый. Только нужно хорошо понимать, что ты делаешь, и быть внимательным. Я уверен, что вы будете рады, если в вашем семейном альбоме будут храниться фотографии такого рода.
Итак, чем мне так нравится этот незатейливый на первый взгляд снимок? А вот чем: на этом снимке просто и ясно рассказана целая история со множеством подробностей.
Мы действительно видим “маму”, которая моет окно. Смотреть на фотографию нескучно: а) на ней происходит действие и б) она динамично выстроена. О первом поговорим чуть ниже, второе – вопрос композиции. Дело в том, что человеческий взгляд всегда естественным образом движется по диагонали картины (или картинки): из левого нижнего угла в правый верхний (как у ивриточитающих граждан глаза устроены – не знаю). И если в кадре есть такая линия, то взгляд катится по ней, как кинооператор на тележке по рельсам в съемочном павильоне. Глазу легко, зрителю приятно. Тут роль диагонали исполняет нижний срез рамы, и, пробегая по этой дорожке, зритель осматривает всю картинку.
Что же он видит? Он видит тетю, которая стоит не совсем посередине кадра, потому что симметричное построение снимка до того стабильно, что может показаться статичным. И смотреть будет скучно. Да и какая тут статичность! Она же моет раму. В левой руке (интересно, почему? Она левша? А может быть, при печати во имя этой самой динамичности снимок перевернули?) – в левой руке у нее губка, которой она энергично трет стекло, а на стекле видны мыльные разводы.
“Ты что, нас за круглых идиотов держишь, Максим?!” – слышу я возмущенные голоса. – “Ты думаешь, что мы без тебя не видим, что у тети в руках мыльная губка? Да она же аккурат посередине фотографии!”
Нет, я вовсе не считаю вас идиотами. И я знаю, что вы видите губку. И знаете, почему? Потому что она присутствует на фотографии, да еще и в самой середине кадра! Знаете, зачем я пишу этот абзац? Я хочу сказать нечто очень важное.
ФОТОГРАФИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ САМОДОСТАТОЧНОЙ.
То есть все, что вы хотите рассказать, должно на ней присутствовать и должно быть ясно видно. Это в жизни мы знаем массу подробностей. Скажем, это ваша родственница, которая по пятницам всегда моет окна у себя дома, так что если бы рука с губкой была заслонена рамой, вы все равно догадались бы, о чем идет речь. Но зритель ничего этого не знает.
Это напомнило мне историю с моим приятелем, который сказал мне: “Максим, я хочу, чтобы ты опубликовал невероятно смешную фотографию, как после концерта гастролера *** из России продюсер *** вручает *** пачку наличных”. И он показал мне снимок, сделанный ночью аппаратом-мыльницей, для такого рода съемки совершенно не приспособленной. На переднем плане были какие-то пересвеченные вспышкой белые фигуры, на заднем – два силуэта размером со спичку и, действительно, один протягивал другому нечто размером с маковое зернышко.
Мой приятель видел не фотографию, а то, что стояло перед его мысленным взором. Он знал героев этой истории, знал, как работает привозной шоу-бизнес, почему один другому платит наличными и что в этом забавного. И, стоя за кулисами рядом с продюсером, он видел его много лучше, чем его фотоаппарат, когда он отошел на пять метров в сторону. Увы, все остальные видели только то, что я сейчас описал, потому что ничего другого на снимке не было. Было это много лет назад, но ситуация запомнилась мне, поскольку в ней доведено до предела то, что происходит очень часто.
Но вернемся к нашей тете. Мы очень хорошо ее видим. И она даже аккуратно помещена в рамку – т.е. в раму окна, как в раму картины. Это помогает нам остановить на ней наше внимание: ведь то, что вставляют в рамку, наверное, важно (интуитивно предполагает зритель). Рассмотрим ее повнимательней. У нее сосредоточенное выражение лица – она работает. Но не слишком напряженное – в конце концов, она всего-навсего моет окно. Ее голова повернута к нам в три четверти – идеальный для портрета угол. Кончик носа находится на линии левой щеки. Повернись она еще от нас, нос торчал бы, а правой щеки было бы многовато – некрасиво. Мы видим ее правую руку – не целиком, но обрезана она так, что у глаза это не вызывает раздражения. И она опирается рукой на раму, что еще раз подчеркивает то, что она совершает физическую работу.
Слово “фотография”, как все знают, означает “светопись”. Все знают, да не все понимают и еще меньше это использует. Свет – особая статья, есть мастера света, есть те, для кого это – не самый важный инструмент. Но очень здорово научиться заставить свет работать на нас. Причем для этого вовсе не нужна студия со множеством жорогих осветителей. Если научиться видеть, то окажется, что в природе все есть.
Посмотрите-ка на волосы женщины. На них лежит световой блик. Знаете, что он делает? Он “отрывает” ее от фона – тропической зелени в ее саду.
Ну, о чем мы еще не поговорили? Картинка эта очень разнообразна по материалам, которые на ней изображены. Ну-ка, считайте: красный кирпич, дерево (с естественным узором, разных оттенков), стекло, человек (теплая кожа – серая трикотажная блузка – рыжие волосы) – зелень у нее за спиной, также нескольких оттенков (и опять разнообразие – кустарники, высокая трава). Что еще? Металлические ручки на рамах, цементная стена, деревянный пол террасы, куда выходят двери, которые она моет.
Свет говорит нам, что дело происходит, наверное, в середине дня, светло, но, наверное, не печет. Наконец, общий цветовой тон снимка – теплый, с преобладанием теплых тонов: желтый, красный, рыжий, зеленый, серый, все это, вместе с таким домашним, бытовым занятием, как мытье окон, создает уютную атмосферу. Последнее – совсем неслучайно. Потому что перед нами, по сути дела – рекламный снимок. Я снял его с сайта какого-то семейного пансиона в тропических лесах Латинской Америки. Впрочем, узнал я об этом позже, пройдя назад по линку.
***
Итак, что я пытался сказать сегодня, разбирая эту очень простую фотографию?
1. Снимок может стать коротким лаконичным рассказом, где каждый визуальный элемент (“зримое слово”) имеет свое назначение и служит для того, чтобы рассказать историю.
2. Чтобы рассказать историю, нужно подобрать слова. Лишние детали отбросить, важные – сохранить. Это как в анекдоте – чем короче, тем лучше. Помните, в детстве – самый короткий анекдот: “Баня. Раздевалка – через дорогу”.
3. В Большом Литеатурном Словаре Любого Языка есть много замечательных слов. Но я не слышал, чтобы поэты сочиняли стихи, листая словари в качестве основного источника как слов, так и вдохновения.
Напротив: “Когда бы вы знали, из какого сора/Растут стихи, не ведая стыда”.
Фотография, о которой мы говорили, выстроена с такой тщательностью, как если бы она была снята в студии. Но снята она в естественных условиях. Значит, в природе все есть. Нужно только уметь видеть и использовать нужные элементы. Я почти не сомневаюсь, что фотограф сказал ей – встань так, повернись этак, голову чуть-чуть сюда, а руку приподними, но это мелочи. Не исключено, что он даже тактично подсветил кирпичную стену изнутри дома – ну и что, это мелкие поправки для удобства восприятия.
Отсюда – еще одна (или все та же) мысль:
“В Греции все есть”.
И теперь уже совсем кратко:
Подойдите поближе, чтобы в снимке не было ничего лишнего, а все, что вам кажется важным, существенным, было. Чтобы все было нормально освещено (желательно не прямым солнечным, а мягким светом, почему, потом объясню). Чтобы фон у снимка был нормальным – не слишком ярким и пестрым, не более светлым, чем объект съемки, и – вперед!