Михаил Кондров
Зарегистрирован: 27 фев 2004, 17:01 Сообщений: 1892 Откуда: Москва
|
 Клиническая картина
Давно обещал запостить эту статью Екатерины Деготь. Вот перепечатал, наконец.
КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА (художественный критик Екатерина Деготь размышляет о смерти современного искусства, его бессмертной душе и его месте в интерьере)
Вопрос, куда повесить картину, да и повесить ли ее вообще, для меня, к счастью, неактуален: почти все стены в моей квартире покрыты рядами книг. Я, правда, знаю одну даму (доктора филологических наук), которая развешивает картины прямо поверх книжных полок, - глядишь, когда-нибудь придется ей нанести и третий слой (если она будет по-прежнему так тесно дружить с художниками, что те будут ее навещать и проверять, все ли подарки и покупки она вывесила). Но все-таки довольно часто книги и картины в доме выступают как некая альтернатива, вытесняют друг друга. Даже в XIX веке в домашних библиотеках вешали скорее тиражные гравюры, чем живопись маслом, и это, видимо, не случайно. Уж слишком разным экономикам принадлежат книги и картины. Покупая книгу, самые богатые в мире люди вынуждены смириться с тем, что у миллионов прохожих в сумке лежит точно такая же. Это не мешает каждому из нас верить, что наши с ней отношения уникальны, что люблю и понимаю (или не люблю и не понимаю) я ее вполне индивидуально. Книга уже давно – не столько вещь, сколько нематериальная субстанция слова, поток мысли, пойманный в сачок бренной оболочки мягкого переплета. Так было не всегда: до изобретения Гуттенберга (и некоторое время после него) счастливые избранные могли гладить кожаную обложку с чувством обладания чем-то единственным в мире. Но теперь у книги нет тела, что только подчеркнуто тем фактом, что вы можете купить ее и в какой-нибудь другой обложке, и в аудио-, и в электронном виде, и она все равно останется собой. Это, конечно, очень сильный аргумент в пользу бессмертия души. Не удивительно, что им воспользовалось и искусство. В начале ХХ века оно разорвало обязательность отношений с какой-то определенной материальной оболочкой и стало отождествляться прежде всего с идеей, проектом, мыслью.
С тех пор между «искусством» и «произведением искусства» идет нечто вроде войны, жертвами которой оказываются в первую очередь коллекционеры искусства ХХ века. Чем больше их трофей похож на физически полноценную картину в старом смысле, чем больше в нем тела (жирная живопись маслом, тяжелая рама, что-нибудь, не дай Бог, красиво нарисовано, да и цена высокая), тем больше шансов услышать от критиков, искусствоведов, да и самих художников презрительное «это не искусство». Чем более произведение на такую картину не похоже по каким-то параметрам (например, оно нематериально, хрупко, недоделано, его как-то маловато, в нем не запечатлелся кропотливый труд, а может быть оно и вовсе некрасиво, шокирующее, неприятно) – тем, по профессиональному мнению, больше в нем «настоящего искусства». Чем хуже, таким образом, тем лучше. Это, конечно, абсолютно невыносимо. Потребителю кажется, что над ним издеваются. Но это не издевательство: это требование смирения. Очень похожее на требование смирения в христианской религии, откуда, собственно, догмат о бессмертии души и взят. Все разговоры о том, что в ХХ веке искусство «умерло» (а так говорят и сторонники, и противники), конечно же, абсолютно правильны: именно для того оно и умерло, чтобы сохранить свою душу – себя как некую летучую философскую субстанцию «искусства вообще», Искусства с большой буквы. Это, кстати говоря, и есть пресловутая «абстракция», а наличие или отсутствие изображений пионеров тут ни при чем. Искусство Кандинского «абстрактное» не потому, что там ничего не нарисовано (бывает, что и нарисовано), а потому, что это искусство, но не живопись. Не картина. Оно вырвалось из объятий обоев, и если иногда на них приземляется, то торжествует победу. В этом смысле все искусство ХХ века стало «абстрактным». Художники говорят «проект». Потребитель говорит недовольно «концептуализм». И все это одно и то же. Наиболее радикально искусство вырвалось из обойных объятий в советском искусстве,- мы, как всегда, были на гребне прогресса. Само слово «проект» придумал Эль Лисицкий, взамен слова «картина». Между ними существует разница не просто во внешних формах (картина законченная, привлекательная, а проект как будто бы незаконченный, грубый, не гладит по шерстке), а еще и чисто экономическая: картина – это то, что сначала пишут, а потом пытаются продать (частному лицу), а проект – то, на что сначала получают грант (от государства), а потом пытаются осуществить. В этом смысле все советское искусство – это проекты, а не картины, пусть там есть и пионеры, и даже с горнами.
Придя недавно в гости к одной иностранной журналистке, живущей в Москве, я увидела у нее огромное позднесоветское полотно на военный сюжет, из разряда «для выставке в Манеже», которую она купила на барахолке. Картинка была так себе, но ее сочетание с белым итальянским диваном оказалось не для слабонервных – ничего сильнее давно я не видела, и с этим я могла коллекционершу только поздравить. Своим существованием эта картина как бы полностью отменяла диван, отдых, расслабленность и жизнь частного человека в принципе. Пресловутый лозунг «искусство принадлежит народу», собственно, именно это и означает: что искусство свободно себе летает, принадлежит всем, действует на всех, а отдельные картины где-то выставляются, может быть, даже и хранятся какое-то время, но не у частных лиц. И вообще они не важны, а важно искусство. Плохо ли это? Я так не думаю. Лучшее в русском искусстве тоже принадлежало народу. Великую русскую картину «Боярыня Морозова», например, трудновато себе представить в частном доме, разве что в специально для нее отведенном зале. Суриков стал ее писать вообще только по тому, что предполагал, что Павел Михайлович Третьяков купит ее для галереи. А не то ограничился бы букетами роз. В русском искусстве была зона вне частных коллекций, и это его спасло. Сейчас его, правда, успешно добивают, почти добили. Из-за того, что Третьяков был так настойчив в составлении своей галереи и скупал все на корню, на свободном рынке еще в XIX веке серьезных произведений живописи не осталось – только какие-то головки, пейзажики, ландыши, полупозорные попытки заработать. Похожая ситуация и с искусством Серебряного века. Об этом прекрасно знает каждый профессиональный эксперт-искусствовед, только сейчас уже вряд ли скажет публично, ведь его финансовые интересы часто связаны с продажами того, что осталось от крупных мастеров на частном рынке,- недоделанного Айвазовского, недодуманного Шишкина, перезрелой коммерческой продукции «Бубнового валета».
Так что же, искусство в частном доме вообще обречено быть ничтожным? Нет, это не так. Просто искусство – Искусство – требует уважения, а не просто любви. А уважать можно только того, у кого не текут слюни от желания нравиться. Искусство, которое не хочет нравиться, сильнее проникает в сердце. Произведение, в котором больше «искусства» и меньше «картины», сложнее и требовательнее, но любовь к сложным и требовательным, к свободолюбивым и «абстрактным» вознаграждается, да еще как. Просто отношения «обладания» тут будут сложнее – еще неизвестно, кто кем обладает. Правильная картина в доме – та, благодаря которой человек меняется, которая не дает расслабиться. В ней больше будущего, чем прошлого, она «проект». Она все время служит неким духовным маяком. Слишком сильно сказано? Но это всего лишь означает, что такая картина – сама уже почти человек, что она есть индивидуальность сама по себе. И в этом, видимо, корень всего. Книга с XYI века «вышла в тираж» и превратилась в одну бумажку из множества. Искусство, возможно, спасло себя как духовную субстанцию, заявив о своей смерти до того, как тираж наступил: искусство как книга или кино, ведет себя так, как будто существует где-то вне книжных страниц или экрана, как будто материальное для него не важно, но тиража на самом деле не допускает. И это последний бастион в мире массового производства. В современном мире живопись, скульптура, графика, инсталляция или перфоманс – искусства, которым удалось сохранить понятие уникальности. Мало кому удастся купить оригинал какого-то голливудского фильма, но любое произведение искусства есть оригинал, и даже художественная фотография и видеофильмы строго ограничены в тираже. Именно поэтому современное, концептуальное, абстрактное, проектное и нелюбимое широкой публике искусство, при всей его сухости и интеллектуализме,- самое человечное из всех, самое близкое к человеку. Я так же думаю, что оно окажется и самым сильным. Конкретно это означает вот что: другие искусства тоже перейдут на уникальные продукты для частного, домашнего употребления – но только для особых, исключительных, пользователей. Произведения искусства станут приходить к нам в дом в виде нетиражированных компьютерных программ, которые вам пришлют, на месте телевизора может появиться экран с видеофильмом, сделанным только для вас, а книгу вы будете слушать по телефону в исполнении самого автора, который позвонит лично вам. Некоторые скажут, что они и сейчас так живут. Но сейчас это у вас бесплатно и по дружбе, а будет – очень и очень дорого. Вот тогда вы почувствуете себя настоящим коллекционером.
|