PhotoLine
Текущее время: 28 мар 2024, 14:59




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
 Глава из моей книжки "Кноизображение для "чайников". 
Автор Сообщение

Зарегистрирован:
24 янв 2014, 12:16
Сообщений: 1
Сообщение Глава из моей книжки "Кноизображение для "чайников".
ДИФИРАМБ ФОТОГРАФИИ (Увы, пропали сноски)

Кино возникло, когда фотография научилась передавать движение. Фотография и кино – ближайшие родственники. Лики фотографии разнообразны. Она может выступать в роли фиксатора справочного материала в любом роде человеческой деятельности: от научных исследований до полицейских отчетов. Поставлять иллюстрации к историческим трактатам и журналистским опусам. Создавать мало похожие на оригинал портретики для паспортов. Демонстрировать преступления, эпизоды военных действий, дорожные происшествия, свадьбы, похороны, умилительных младенцев и очаровательных котов. Рекламировать модную одежду, колбасу, памперсы и политиков. Выполняя эти почетные задачи, она иногда, если ею заняты талантливые люди, делается искусством. И некоторые ценители относятся тогда к ней именно, как к искусству. (Правда, я еще никогда не видел паспортного фото, ставшего произведением искусства).
Художественное фотографическое изображение - графическая или живописная картина, выстроенная по тем же принципам композиции и гармонии, что и традиционное фигуративное изобразительное искусство. Однако в фотографии обязательно присутствуют и нечто иное, дополнительное, а именно – реальная событийность. «То, что фотография воспроизводит, имело место всего один раз» (Ролан Барт). Удачная фотография являет нам единственный момент реальности, схваченный и превращенный фотографом в гармоничную картину. Фотограф интуитивно прозревает примерные черты этой картины уже во время съемки, прежде, чем нажмет на кнопку спуска. На эту тему существует множество искусствоведческих и философских спекуляций. Тех, кто интересуется и способен без раздражения читать витиеватые философские тексты, отсылаю, например, к той самой книжке Ролана Барта, из которой взята выше приведенная цитата .
Договоримся, что мы рассуждаем только о той фотографии, которая является в некотором смысле художественной. Отнесем к этому разряду и репортажную фотографию, ту, где удачно и вовремя пойманное изображение события может претендовать на роль станковой картины. А также жанровую фотографию, портретную, пейзажную.
«Разумом и душой награждает фотографию фотограф, разумеется в той мере, в какой сам обладает этими драгоценными дарами. В фотографию надо вкладывать все лучшее в себе, все особенное, как писатель вкладывает в книгу, режиссер — в фильм, актер — в роль» .
Занятия репортажной и жанровой фотографией научат будущих кинематографистов строить композицию кадра, а главное, - вглядываться в открытые миру человеческие отношения и трактовать их. Причем трактовать именно по-своему. Часто случается, что снятая фотографом некая мизансцена значила в жизни совершенно не то, что потом читается на фото или не значила вообще ничего. Но это не важно. Важно, что на фото запечатлелось некое силовое поле, выражающее как бы реальные отношения людей между собой и с неживыми предметами. Видимость? Но ведь и кино - фабрика, создающая видимости.
Загляните в приложение, где помещены мои фотографические работы. Как-то раз, находясь в Риме, захотел я сфотографировать некий симпатичный переулок. Прелести ему добавляли стоящие сбоку мотоциклы, выразительные сами по себе. На одном, покуривая, сидел парень, оживляя общую картину своим персональным присутствием. Я приготовился снимать, а тут, откуда ни возьмись, появилась беременная женщина. Нажал я на спуск в тот самый момент, когда мотоциклист заинтересованно глядел на её большой живот, да еще и выдувал сигаретный дым. Между двумя персонажами в поле фотокадра возникли некие отношения, которых в жизни не существовало вовсе.
Уличная съемка дает богатейший материал будущим режиссерам и операторам, создавая коллекцию лиц и персонажей, в каждом из которых можно угадать те или иные свойства характера, или их придумать, сочинить им судьбы, а потом воспользоваться этим опытом в своей кинопрактике. То же самое можно сказать и о постановочной павильонной съемке портрета, где важно не только суметь выразительно одеть и осветить своего героя, но и стать режиссером, стараясь вытащить из него нужную вам эмоцию.
Снимая пейзажи, будущий кинематографист научится видеть и оценивать состояния природы, освещение, понимать какие эмоции у будущего зрителя может вызвать тот или иной ландшафт.
Фотографировать я начал лет с двенадцати. Почему решил податься в кинооператоры, не помню. Но тут фотографирование пришлось кстати, ибо, как и теперь, первоначальный конкурс на операторский факультет ВГИКа в прошлые годы проводился по фотоработам. Оказалось, что мои родственники знакомы с настоящим кинооператором. Это был Дмитрий Давидович Месхиев. Разглядывая мои фотографии, он раскладывал их на две кучки: в первой их оказалось пятнадцать, во второй - одна. “В этой картинке есть настроение”, - сказал он с грузинским акцентом. Слово “настроение”, сказанное Месхиевым, распахнуло в моей душе меланхолические шлюзы и определило всю мою дальнейшую кинематографическую карьеру.
Фотография, как бы ни обрабатывать отпечаток, должна оставаться фотографичной, чтобы передавать прелесть Божьего мира. Фотография для меня - остановленное и слегка преображенное последующей обработкой моментальное впечатление от события, пейзажа, человеческой фигуры или лица. Мы не властны в выборе впечатлений. Они приходят сами собой, повинуясь чьему-то загадочному замыслу.
Главное в фотографии - настроение, эмоция. И хоть я не совсем чужд рациональному, умозрительному началу, все же совместимо оно с фотографией в очень ограниченных пределах. В фотопейзаже для меня основное - линейный мотив, ритм, воздух и настроение. В последнее время я всё больше стремлюсь снимать людей, пытаясь соединить в одной картинке их состояние с окружающим пространством в некое единство, вербальный смысл которого для меня самого почти всегда остается загадкой. Но если картинка работает на уровне эмоций, значит, я достиг своих целей.


24 янв 2014, 15:14
Профиль
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 66


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © phpBB Group.