
Как нужно смотреть и рассуждать
Ю.Гавриленко (YG) писал(а):
Тамара Вербова в личной переписке обратила мое внимание на бросающуюся в глаза интенциональность контекста альбома "IN THE BALKANS", в котором размещена обсуждаемая фотография с двумя девочками и собакой:
http://www.magnumphotos.com/Archive/C.aspx?VP=Mod_ViewBox.ViewBoxZoom_VPage&VBID=2K1HZOLLZN6HN&IT=ImageZoom01&PN=35&STM=T&DTTM=Image&SP=Album&IID=2S5RYDMF2K3&SAKL=T&SGBT=T&DT=Image
Вот этот визуальный контекст (конец альбома):
http://www.magnumphotos.com/Archive/C.aspx?VP=Mod_ViewBoxInsertion.ViewBoxInsertion_VPage&R=2S5RYD1QGXEP&RP=Mod_ViewBox.ViewBoxThumb_VPage&CT=Album&SP=Album
Вербова заметила, что обсуждаемому в лапинском уроке снимку предшествует фотография
http://www.magnumphotos.com/Archive/C.aspx?VP=Mod_ViewBox.ViewBoxZoom_VPage&VBID=2K1HZOLLZN6HN&IT=ImageZoom01&PN=34&STM=T&DTTM=Image&SP=Album&IID=2S5RYDI2WXK5&SAKL=T&SGBT=T&DT=Image
с женщиной и двумя коровами, которая и дает ключ к пониманию следующего за этим снимка. Тамара Вербова утверждает: "... корова заключена в некий прямоугольный объект - (дом?), внизу девочка сидит, за ней корова черная. Девочка тоже в черном платье, и непонятно, где одежда, а где уже тело коровы. И с собакой так же, четко разделить, где заканчивается собака, а где начинается одежда, - трудно, они там тонально совпадают. То есть смысл фотографий таков, что все сливается воедино: природа, люди, животные. Кстати, это типичный образ жизни селений, далеких от цивилизации".
В целом я согласен с такой интерпретацией, тем более, что третья фотография альбома (следующая за снимком с девочками) только подтверждает правильность понимания Т.Вербовой авторской интенции Н.Экономопулоса.
Однако, композиция снимка с двумя коровами более сложна, чем может показаться с первого взгляда, - почти виртуозна, - а сам снимок Экономопулоса можно отнести к числу выдающихся фотографических работ.
Действительно, голова женщины, накладываясь на корову, "замещает" голову животного. Такое наложение, конечно, можно воспринимать как знак, и интерпретировать последний как "сродство" человека и домашних животных. Но можно предложить и другие интерпретации, т.к. этот знак не конвенционален и не имеет фиксированного значения. Вообще, знаковости фотографического изображения всегда препятствует слишком детализированная конкретность репрезентируемой реальности.
Лучше обратим внимание на удивительную композицию снимка. Голова коровы слева отбрасывает тень на стену постройки. Темная тень коровьей головы отделяется на светлом фоне прямоугольной рамкой - границей тени какого-то здания. На стене получился светлый по тону "кадр" с темной тенью головы животного, расположенной в нижнем правом углу. Голова женщины в светлом платке также обрамлена рамкой неидентифицируемой деревянной конструкции так, что в получающемся "кадре" светлая человеческая голова расположена ближе к верхнему левому углу темного поля. Таким образом, между виртуальными "кадрами" внутри снимка есть визуальный параллелизм с инверсией. Визуальный строй переносится на репрезентируемый фотографией мир: связь между женщиной и животным, определяемая композицией, подобна отношению негатива и позитива. Мир – зазеркалье.
Третий снимок минисерии
http://www.magnumphotos.com/Archive/C.aspx?VP=Mod_ViewBox.ViewBoxZoom_VPage&VBID=2K1HZOLLZN6HN&IT=ImageZoom01&PN=36&STM=T&DTTM=Image&SP=Album&IID=2S5RYDWBDT02&SAKL=T&SGBT=T&DT=Image
объединен с двумя предыдущими фотографиями темой "человек и животные", но решает её в театрально-комическом ключе. Сидящий человек задирает голову как гусак, а парень на заднем плане запечатлен как гусь "в полете".
Таким образом, визуальный контекст указывает узкую тропинку пути понимания каждого отдельного снимка. А каждый снимок триптиха раскрывает указанную тему под весьма неожиданным углом.
Надеюсь, мои ученики поймут эти разъяснения.
Благодарю Тамару Вербову за глубокое замечание, оказавшееся весьма плодотворным.
Спасибо фотографу Nikos Economopoulos и Magnum Photos за прекрасный образец высокого искусства современной фотографии.