|
Текущее время: 06 июл 2025, 22:50
|
Сообщения без ответов | Активные темы
Автор |
Сообщение |
Ю.Гавриленко (YG)
Зарегистрирован: 02 ноя 2003, 00:01 Сообщений: 1711
|
 Re: Читая Лапина
[ QUOTE ] Собственно говоря, тут "две части мысли", Ань  . Во-первых, на зрителя воздействует, безусловно, композиция -так же как, безусловно, воздействует и то, что изображено на фотографии. Фактически, вторую половину этой мысли Лапин отбрасывает, разбирая карточки исключительно "по пятнам", что меня немало забавляет. Что касается "замены" - то это любимый лапинский приём при анализе композиции - что-то поменять или убрать.. Вот я и предложил заменить крышку гроба надувной лодкой соответствующей окраски  ) [/QUOTE] Честно признаюсь, что некоторые лапинские разборы меня тоже смущают. Его описания движения глаз не соответствуют моей практике видения, - я рассматриваю фотографии в любом порядке и произвольном направлении. Визуальное восприятие существенно симультантно, и попытки навязать ему априорную сукцессивность весьма сомнительны. Психолог зрительного восприятия чл.-корр. Запорожченко пишет, что на тестовых картинках по узнаванию предметов глаза взрослых испытуемых вообще не совершали никаких движений (только дети до 3-4 лет рассматривали изображение). Идея Лапина, что вначале изучается композиция простых геометрических форм, а потом результаты переносятся на изображения реального мира, вызывает у меня массу недоуменных вопросов. А если наоборот, изучать восприятие композиций реальных вещей, а потом перенести выводы на "треугольнички и кружочки"? Наверное, получится смешно: "если бы этот треугольник был изображением человека, а круг - изображением колеса, то...". А так, как у Лапина - не смешно, но научно? На фотографии всегда изображен ВЕЩНЫЙ МИР, и чтобы применять к картинке результаты зрительных опытов с кругами и треугольниками, нужна очень убедительная теория зрительного восприятия реальности, которой, как мне кожется, нет. И главное, А.Лапин не задается вопросом, что есть "художественное", применительно к фотографии? Но в его книге много правильного и разумного, чего не скажешь о пресловутой "Поэтике фотографии".
|
19 июн 2006, 18:12 |
|
 |
G. Sunday
Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:57 Сообщений: 357 Откуда: Мухосранскъ
|
 Re: Читая Лапина
Цитата: Цитата: ага, разбор картинки по кусочкам кажется довольно бестолковым занятием; фотография этож не картина.
а картину, значит, можно разбирать по кусочкам? или тоже - нельзя? трудный вопрос вобщето. Всё-таки картина на 100% строится художником и поэтому есть смысл анализировать построение. Фотография если её рассматривать как самостоятельное искусство а не брессоновое быстрорисование, наоборот отражает внутреннюю гармонию внешне негармоничной неидеальной реальности построенной, скажем, богом которого мы понять в принципе не можем, и анализировать эту гармонию разбором внешних видимых связей неправильно, мнекажется. Фотография вообще искусство самое сюрреалистическое и противное схемам. Наверно непонятно написал 
|
19 июн 2006, 18:21 |
|
 |
Ю.Гавриленко (YG)
Зарегистрирован: 02 ноя 2003, 00:01 Сообщений: 1711
|
 Re: Читая Лапина
[ QUOTE ] наоборот отражает внутреннюю гармонию внешне негармоничной неидеальной реальности построенной, скажем, богом которого мы понять в принципе не можем, и анализировать эту гармонию разбором внешних видимых связей неправильно, мнекажется.
[/QUOTE]
Чем же анализировать гармонию?
|
19 июн 2006, 18:35 |
|
 |
Алексей Белов
Зарегистрирован: 20 май 2004, 18:14 Сообщений: 175 Откуда: Зеленоград
|
 Re: Читая Лапина
Цитата: Всё-таки картина на 100% строится художником и поэтому есть смысл анализировать построение.
ну, это не совсем так. Движение кисти, растекание краски, фактура материала, дрожание руки  вносят свои коррективы Цитата: Фотография вообще искусство самое сюрреалистическое и противное схемам.
может быть и так, а может и нет...вообще, когда начинают "сравнивать искусства"  это всегда немного странно выглядит. Имхо - музыка - гораздо более "противна схемам" Если уж сравнивать - то в изобразительных жанрах - фотография/живопись/графика/коллаж/и т.д.
|
19 июн 2006, 18:38 |
|
 |
G. Sunday
Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:57 Сообщений: 357 Откуда: Мухосранскъ
|
 Re: Читая Лапина
Цитата: Цитата: наоборот отражает внутреннюю гармонию внешне негармоничной неидеальной реальности построенной, скажем, богом которого мы понять в принципе не можем, и анализировать эту гармонию разбором внешних видимых связей неправильно, мнекажется.
Чем же анализировать гармонию? Правильный вопрос - не "чем", а "зачем"
|
19 июн 2006, 18:50 |
|
 |
Сергей Вараксин
Зарегистрирован: 21 окт 2004, 07:54 Сообщений: 99
|
 Re: Читая Лапина
[ QUOTE ]
Чем же анализировать гармонию?
[/QUOTE]
алгеброй, ессно.
|
19 июн 2006, 18:52 |
|
 |
Ю.Гавриленко (YG)
Зарегистрирован: 02 ноя 2003, 00:01 Сообщений: 1711
|
 Re: Читая Лапина
[ QUOTE ] [ QUOTE ]
Чем же анализировать гармонию?
[/QUOTE]
алгеброй, ессно.
[/QUOTE]
Ладненько. Джекобсон. Некоммутативные кольца.
|
19 июн 2006, 18:55 |
|
 |
Ю.Гавриленко (YG)
Зарегистрирован: 02 ноя 2003, 00:01 Сообщений: 1711
|
 Re: Читая Лапина
[ QUOTE ] [ QUOTE ] [ QUOTE ] наоборот отражает внутреннюю гармонию внешне негармоничной неидеальной реальности построенной, скажем, богом которого мы понять в принципе не можем, и анализировать эту гармонию разбором внешних видимых связей неправильно, мнекажется.
[/QUOTE]
Чем же анализировать гармонию?
[/QUOTE] Правильный вопрос - не "чем", а "зачем"
[/QUOTE]
Это вопрос неправильный, потому что ответ может быть произвольным.
|
19 июн 2006, 18:58 |
|
 |
G. Sunday
Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:57 Сообщений: 357 Откуда: Мухосранскъ
|
 Re: Читая Лапина
Цитата: Цитата: Цитата: [ Чем же анализировать гармонию?
Правильный вопрос - не "чем", а "зачем" Это вопрос неправильный, потому что ответ может быть произвольным. это вопрос риторический, ответа вообще не подразумевает
|
19 июн 2006, 19:02 |
|
 |
AnyaD
Зарегистрирован: 04 ноя 2003, 19:18 Сообщений: 525
|
 Re: Читая Лапина
Цитата: Собственно говоря, тут "две части мысли", Ань  . Во-первых, на зрителя воздействует, безусловно, композиция -так же как, безусловно, воздействует и то, что изображено на фотографии. Фактически, вторую половину этой мысли Лапин отбрасывает, разбирая карточки исключительно "по пятнам", что меня немало забавляет. Что касается "замены" - то это любимый лапинский приём при анализе композиции - что-то поменять или убрать.. Вот я и предложил заменить крышку гроба надувной лодкой соответствующей окраски  ) Думаю, ты не совсем полно воспринимаешь написанное Лапиным. Есть композиция, есть конструкция, а есть - структура. Это не А.И.Лапин придумал, это я у Н.Н. Волкова тоже встречала, и у М.В. Алпатова. Дело в том, что любое визуальное произведение поддается анализу на разных уровнях, и для цели анализа структуры совершенно все равно, что несут - гроб или бревно. То, что наполняет понятийным смыслом предметы и их расстановку - это уже конструкция, а изобразительно-смысловая связь предметов - это композиция. Так вот для первого уровня анализа композиции неважно, бревна или гробы носят, потому что на этом уровне анализируется лишь внешняя красота, визуальная структура. Не будь ее - нельзя говорить о произведении, потому что можно хоть обсниматься гробов с плачущими родственниками, но это (несмотря на эмоции и так далее) будет просто картинка на память, не обладающая ни структурой, ни уж, тем более, композицией. Предметы могут быть связаны между собой по смыслу, но визуальной связи может не быть, и картинка воспринимается как сплошная литература, не имеющая ничего общего с "изобразительным". Очень много говорится везде о чем угодно - психологии, эмоциях, смысле, но о визуальной структуре - ноль, а ведь без нее нет произведения. К композиции идут от визуальной структуры через конструкцию, поэтому не мешало бы разобраться прежде всего в структуре. Странно, что тебе это кажется бессмысленным - по мне так куда более бессмысленны беседы об "эмоциях" в фотографии. Кроме того, на мой взгляд мэтр вовсе не отменяет содержания и смысловых значений изображенных предметов, но именно связи, которые выстраиваются между ними в кадре в силу стечения обстоятельств (именно так "нарисовалось", и никак иначе), позволяют говорить о смысле в рамках того, что мы видим, а не о смысле "вообще" (гробик, родственнички, ахах, вечная тема). Но с точки зрения визуальной структуры - безразлично, матрас или гроб. Это визуальный смысл (как я понимаю). Он может быть и в абстрактной бессмысленной картинке. Но именно его чаще всего не хотят понимать и замечать. Объяснить это как можно более разжеванно и внятно - было, видимо, в частности, задачей. Юре Гавриленко про "движение глаза" и рассматривание картин и тд: - это тоже мэтр не на пустом месте сочинил, и тот факт, что глаз не стоит на месте, уставившись в одну точку, а движется от одной выделяющейся детали к другой, давно установленный факт. Тестовые исследования по узнаванию предметов - согласитесь, что там совсем задачи другие ставились, и задача восприятия изображения в целом (видимо, из каких-нибудь линий-точек-пятен) никак не может быть сравнена с задачей рассмотрения картины с множеством элементов, каждый из которых захочет рассмотреть зритель. Задача "собирания" в одно целое и задача рассмотрения частей целого две совершенно противоположные вещи, не удивлюсь, если работа глаза и его движения там тоже будут противоположны. Насчет порядка движения глаза - думаю, что гипотеза имеет право быть гипотезой, с ней можно спорить, можно проверять, выдвигать свою, но факт остается фактом - в ряде случаев и на ряде картинок это работает. Как работает на остальных, и если не работает, то почему - кто-нибудь когда-нибудь может быть изучит Кстати, меня удивляет одна вещь: Александр Иосифович вполне доступен для полемики, тем более нынче, когда заработал его сайт, но, насколько я вижу, никто не попытался вступить с ним в прямой диалог, зато все продолжают выступать в форумах с критикой "за глаза". Похоже, цель - не разобраться, что же в действительности имелось в виду, а просто поговорить, каждый о своем, не слыша другого, как обычно.
|
19 июн 2006, 20:50 |
|
|
Кто сейчас на форуме |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
|
|