http://club.foto.ru/forum/view_topic.php?t_id=182764&page=2#listStartБыло бы безрассудно искать художественной "изюминки" в этих снимках: карточки серии попирают все общепринятые в современной культуре нормы "художественного снимка". В фотографиях нет ни элементарного технического качества, ни попыток осмысленно выстроить композицию, ни умения работать с планами, ни режиссерского таланта постановщика.
И, тем не менее, серия оказалась интересной многим зрителям, - в том числе и мне. В чем же дело? В чем секрет успеха экспозиции?
Дело в том, что "художественное" - не абсолютный атрибут работы, а отклик культурного и образованного зрителя, т.е. зрителя, имеющего определенные априорные ожидания от произведения. "Художественное – не материальный элемент произведения, а отношение" (Ю.Лотман). Отношение между произведением и культурным фоном, отношение между тем, что есть в структуре произведения и тем, что ожидает зритель. В число зрительских ожиданий входит как раз всё то, что я перечислил выше: техническое качество, композиционное совершенство и т.п.
Так вот, когда всё, что входит в современное понимание "художественного" отрицается, работает так называемый МИНУС-ПРИЁМ: произведение, попирающее все эстетические нормы эпохи, воспринимается как "глоток свежего воздуха" в душной атмосфере традиционного искусства, как прорыв в искусство будущего.
Так было в 1835 году, когда Пушкин написал стихотворение "Вновь я посетил...". В нем отсутствует всё то, что составляло фон восприятия поэзии той эпохи: эпитеты, метафоры, акцентированный ритм, очевидные рифмы. "Почти проза" воспринималась как новая поэзия.
Так было в 1917 г, когда Марсель Дюшан выставил "профанный" объект - писсуар - в "храме высокого искусства" - в Нью-йоркском музее. На неподготовленную публику "Фонтан" произвел ошеломляющее впечатление.
И эффект этой серии вполне любительских фотографий основан на минус-приеме: на фоне приевшихся зрителям "правильных" снимков эти безыскусные карточки, снятые копеечной мыльницей с мутным объективом, воспринимаются почти как новое искусство.
Искусство, кстати, всякому доступное.