Комментарий: |
|
вот что прекрасно в этом конкурсе: самые неприглядные живности смотрятся так изысканно в волшебных интерьерах цветов - чудо! :)
|
Рекомендовал(а)
|
Рекомендует Татьяна Маслевцова
|
|
|
1. |
04.02.2005 09:38
|
| Сразу оговорюсь: такие понятия как "душа", "энергетика", "смысл" и все такое прочее из рассмотрения исключены. Идейные, фактологические, исторические и прочие подобные достоинства или недостатки карточки не рассматриваются. То, что во время съемки автора побили дубинкой и облили ледяной водой во внимание не принято. Это чисто умозрительный разбор линий и пятен с точки зрения формальных законов построения изображения (так сказать, "по Лапину"). Разбор на самом нижнем уровне - на уровне "грамматики".
(1) На рис.1 приведен оригинал с нанесенными на него характеристическими линиями. желтым выделены так называемые "золотые" области. Это линии и области наиболее "удобные" для восприятия. Как можно видеть, ни один значимый изобразительный элемент в эти области и не попадает и на линии не ложится.
(2) Если посмотреть обобщенно - на пятна (рис.2), мы видим три отчетливые области. Две левые имеют некоторое подобие - образуют ритмическую группу (выделено зеленым). Третья (справа) ни по форме, ни по относительному положению с другими двумя никак не согласуется, и воспринимается поэтому как чужеродная, выпадающяя из ритма - "лишняя". Это впечатление усугубляется еще тем, что это пятно выглядит как более крупное, не попавшее в кадр полностью.
(3) Ритмическую группу из двух левых пятен можно взять за основу для построения формально уравновешенной и "удобной" для восприятия композиции (рис.3) Флип и завал помогают лучше проявиться этому ритму. Завал, при котором некая деталь изобразительного элемента вертикальна или горизональна (как здесь) воспринимается как наиболее "естественный", устойчивый. В том смысле, что заваливать больше или меньше "не хочется". Элемент, имеющий наибольшее количество деталей, то есть - наиболее интересный изобразительно, находится в "золотой" области (отмечено желтым), и тем самым наиболее "удобен" для восприятия. Отчетливо просматриваются характеристические линии (отмечено синим) близкие к "каноническим" (синие на рис.1), связывающие все в единое целое. В результате получилась композиция цельная - ничего лишнего и без "провалов", и вместе с тем динамичная. Более динамичная, чем на оригинале (рис.1). Мы получили изобразительную "фразу", имеющую, независимо от "содержания", некую ясно видимую структуру и ритм. Точно также, как если проговаривать стихотворение, не произнося явственно слов, будет слышна фонетическая структура и ритм - форма. (Катаев говорил, что он так делал при написании прозы - "пропевал" предложение без слов, добиваясь его хорошей формы).
Таким образом, можно заключить, что изображение на рис.1 построено в целом без учета статистически обоснованных рекомендаций (грубо говоря - неграмотно), но в нем имеются зачатки изобразительной структуры. Похоже на четверостишие, в котором вторая и четвертая строчки рифмуются, а первая и третья нет (распространенная ошибка начинающих).
Вердикт: автор "жить будет". Если перестанет полагаться только на наитие, а посмотрит, "как пишется жы-шы".
|
 |
2. |
04.02.2005 09:48
|
| номер 3 -
характерный пример схемы "по третям"
ее часто путают с разметкой "золотого сечения" с которой она не имеет ничего общего
|
 |
3. |
04.02.2005 09:49
|
| 1 номер близок к "третям" но неправилен
|
 |
4. |
04.02.2005 09:50
|
| 3 все не так
все проще и формальней. это не "золотоесечение"
|
 |
5. |
04.02.2005 09:51
|
| неправильность номера 1 заключена в другом проколе. объясню позже
|
 |
6. |
04.02.2005 09:53
|
| комм 4 относится к абзацу текста помеченному как (3)
|
 |
7. |
04.02.2005 10:23
|
| AndrewA, вы уж как-нибудь соберитесь, и скажите все сразу.
|
 |
8. |
04.02.2005 10:34
|
| Замечание первое - золотое сечение и "правило третей" не совсем одно и то же. Пример золотого сечения наглядно прелдставлен на Фотосайте: есть возможность приложить к экрану линейку и убедиться.
Правило третей является всего лишь упрощённой интерпретацией золотого сечения. Забывать про это не стоит.
|
 |
9. |
04.02.2005 10:43
|
| Замечание второе и последнее: я ж написал под авторским вариантом, что уберите третьего и не будет карточки. Ваш нижний вариант с чрезмерным завалом, который убивает естественность текущего события, это и демострирует. Неужели не видите?
Sapienti sat.
PS А-ля Данилочкина: на Лапина надейся, а сам не плошай. :)
|
 |
10. |
04.02.2005 11:26
|
| Виктор, здОрово, только эта совсем другая карточка, и не о том. НМВ.
|
 |
11. |
04.02.2005 11:35
|
| [8]: Да, не в точности одно и то же, но очень близко. Потому и сказал "области", а не "точки". Я об этом не забыл. Намерение было написать и нарисовать покороче и попроще. В надежде, что "Sapienti sat"-) Линейкой мерить не будем, а то совсем смешно станет.
[9]: Это называется ИМХО - "Имею Мнение - Хрен Оспоришь".-)
Втроем, конечно, было бы лучше, правое пятно в качестве третьего не пристраивается, по моему. Пункт (3) это один из возможных вариантов построения. Может быть, и не самый лучший. Может быть, если отступить от него будет лучше. Но по-моему, предлженный вариант "острее" оригинала. Насколько завал чрезмерен, а движение "неестественно" - договорится трудно. Тут автор диктует, а зритель соглашается или нет.
|
 |
12. |
04.02.2005 11:47
|
| [10]: Давид, речь не шла о "смысле" карточки.
|
 |
13. |
04.02.2005 12:06
|
| Все это очень интересно. Особенно меня радует сравнение фотографии с поэзией и прозой, которое все чаще приходит мне в голову.
Проблема, однако, в том, что карточка - никакая и ей не поможет ничего, куда бы ни помещать пятна и линии. Причем она не потому никакая, что пятна не попадают туда, куда надо. Расставьте все по местам и станет еще хуже (что видно из примера (3). Потому что геометрическое совершенство картинки является условием почти необходимым, но ни в каком случае не достаточным (боюсь, именно поэтому, да простят мне крамольную мысль, у самого автора известной книги не слишком много хороших фотографий). "Акынская" фотография (что вижу, то и снимаю) как правило обречена на неудачу именно в связи с отсутствием смысла, отрешаться от которого нельзя даже при разборе геометрии снимка. Ибо в активные точки должны попадать не просто пятна, но смысловые акценты. То, что мы видим на обсуждаемой картинке, можно получить, если, закрыв глаза, направить камеру в произвольную сторону и нажать на кнопку при выдержке 1/15. А это - путь в болото.
|
 |
14. |
04.02.2005 12:11
|
| 7 обязательно. но к концу дня.
а такое объяснение - это да. встречал не раз... в учебнике СПожарской к примеру. а она дама "авторитетная"
правильная разметка по "золотому сечению" реализована у Лисина на фотосайте. спецкнопочка. та разметка похожа на эту, но соотношения СОВСЕМ ДРУГИЕ. и кстати совсем другое использование той разметки...
|
 |
15. |
04.02.2005 12:25
|
| Я сейчас посмотрел исходную картинку А.Сологубенко, и с удивлением узнал, что на снимке, оказывается, какая-то демонстрация в Швейцарии. Догадаться об этом совершенно невозможно. Даже бег толком не читается. Просто произвольная уличная толпа. Таких картинок можно наснимать сотни за полчаса на любой улице хоть в Москве, хоть в Базеле. И антиглобалисты не нужны. Хватит арбатских прохожих.
Если ставится задача показать, как там было, на той демонстрации, это делается совсем не так. Если не ставится никакой задачи - получается то, что получилось.
|
 |
16. |
04.02.2005 12:56
|
| /15/ Рек!
|
 |
17. |
04.02.2005 13:33
|
| угу
именно поэтому между репортажной и художественной съемкой - пропасть
|
 |
18. |
04.02.2005 14:13
|
| /15/ Ага!
|
 |
19. |
04.02.2005 14:51
|
| Plug-in, который рисует всякую "золотую" разметку. Вдруг кому интересно:
ссылка
|
 |
20. |
04.02.2005 15:04
|
| Спорное, конечно, фото, но будь тётя в кепке главной героиней и на переднем плане и покрупнее, я бы 5 поставила:)
|
 |
21. |
04.02.2005 15:07
|
| (20) То есть, при перечисленных условиях получился бы шедевр, вызывающий чувство восхищения, который хочется повесить на стенку? Как мало нужно человеку для счастья :).
|
 |
22. |
04.02.2005 15:35
|
| вариант Виктора мне нравится больше, хотя, конечно, совсем не шедевр :)
интересный разбор. спасибо!
|
 |
23. |
04.02.2005 15:49
|
| 19 огроменное спасибо! кстати пришлось. опопробуем
|
 |
24. |
04.02.2005 15:49
|
| 19 огроменное спасибо! кстати пришлось. опробуем
|
 |
25. |
04.02.2005 15:52
|
| 21 между прочим еще не встречал репортажа который бы мне хотелось бы повесить на стену. хотя превосходные и очень интересные репортажи видел.
а вот бессодержательные но красивые "картинки" висят и уменя и не только у меня :)
|
 |
26. |
04.02.2005 15:54
|
| (17) Это очень серьезное заблуждение. Репортаж должен быть снят художественно. Художественный репортаж - вершина фотографии. Нехудожественно (читай - плохо) снятый репортаж никому не нужен.
|
 |
27. |
04.02.2005 16:12
|
| неправда ваша.
в силу специфики репортаж может оказаться художественным случайно.
красота - это конечно идеал, к нему надо стремиться, но не всегда возможно. ценность репортажа не в ней
а вот художественная фота без красоты вообще немыслима. зато мыслима без другого (кроме красоты) содержания
вот вам и пропасть
|
 |
28. |
04.02.2005 16:14
|
| постараюсь вечером статью забацать. о разметках и их роли
|
 |
29. |
04.02.2005 16:21
|
| (27) Красота и хужожественность вовсе не синонимы. Репортажный снимок не обязан быть красивым. Он обязан быть художественным. В силу специфики художественный репортаж снять труднее, чем, скажем, художественный пейзаж. Именно поэтому репортаж снимают наиболее подготовленные фотографы. Репортеры - элита фотографии.
|
 |
30. |
04.02.2005 18:05
|
| 19/Виктор, спасибо за ссылку, начал проверять свои - очень интересно. СОВЕТУЮ.
|
 |
31. |
04.02.2005 18:13
|
| 19/Вот особенности "Золотой спирали" не понял. Где почитать?
|
 |
32. |
04.02.2005 18:50
|
| 30 рекомендую включать "зол.сеч." при просмотрах на фотосайте
авторов группы Максимов-Тихонов-Лебединский...
интересно и поучительно.
|
 |
33. |
04.02.2005 21:07
|
| /26/ Михаил, давай разбираться.
В Журнале "Фотомагазин" (No3, 2003) специальная статья посвящена разбору одной карточки Картье-Брессона "Неаполь, Италия, 1960". Можно ее не искать - я расскажу в чем суть. На снимке из головы главного персонажа (девушки) "растет" огромная толстая труба! Если бы любой автор Лайна выставил этот снимок - ты первый указал бы на трубу и поставил не 3,5 а чистую 3,0! То же самое у Максимишина. Достаточно зайти на его страницу на Сигхте, чтобы найти немало снимков, где фон с позиции ХУДОЖЕСТВЕННОГО репортажа "убивает" картинку.
Мой вывод - нет ХУДОЖЕСТВЕННОГО репортажа в природе, есть просто РЕПОРТАЖ. С уважением - ПГ
P.S. К анализируемой работе это не относится, она просто никакая.
|
 |
34. |
04.02.2005 21:18
|
| 33) Да, и задолбали, скорее всего, того же Максимишина на Лайне придирками к фону-композиции или не звенящей резкости. И ещё штампами, наверняка, какие-то карточки обзывали.
|
 |
35. |
04.02.2005 21:30
|
| Спасибо,Виктор!Очень полезная информация про золотую разметку.
|
 |
36. |
04.02.2005 21:44
|
| [31]: По поводу спирали и, обобщая - кривых (в смысле - второго порядка и выше) линий в композиции.
Есть такое наблюдение: косые бьют прямых, кривые бьют косых.
Это значит, что композиция, основанная на косых линиях (диагоналях и т.п.) "сильнее", драматичнее, чем основанная на прямых линиях (золотое сечение, трети и т.п.) А оная, основанная на кривых линиях (круги, спирали и т.п.), еще сильнее.
"Кривая" композиция характерна, например, для средневековой Японии. Они не знали (или не применяли) линейной перспективы в рисунках. Глубина обозначалась перекрытием объектов. Но в отличие от тогдашней Европы, очень умело пользовались кривыми для построения композиций, вполне обходясь без линейной перспективы.
Можно об этом иногда вспоминать :-)
|
 |
37. |
04.02.2005 22:05
|
| /21/Да, по-моему, получился бы. Из одной этой фигуры, чем-то карикатурной нмв и этим очень интересной, но при условии, конечно, что фон впечатления не испортит. А причем тут пределы моего счастья не поняла:)
|
 |
38. |
04.02.2005 22:09
|
| Очень интересно у вас тут!
|
 |
39. |
04.02.2005 22:32
|
| (33) Труба, торчащая из головы, лишает картинку художественности не всегда, а только тогда, когда лишает. Художественный репотраж бывает. И основной критерий художественности - образность.
|
 |
40. |
04.02.2005 23:20
|
| /39/ Ладно. Тогда, стало быть, нужно обсуждать конкретную работу.
|
 |
41. |
05.02.2005 00:42
|
| -2- по пункту 2 почему Вас в ритмический рисунок не попали полицаи не пойму. Много черного справа? Так подрезать немного и все.
-3- ну совершенно пропал сюжет, когда отрезали полицая, и тут как не наклоняй кадр :( ?????
|
 |
42. |
05.02.2005 00:50
|
| Вывод прост : вы все умные !
|
 |
43. |
05.02.2005 01:29
|
| [41]: Сергей, во-первых - в первом абзаце комментария [1] написано, что "смысл" (тем самым - и сюжет) исключен из рассмотрения. Посему - сохранять его не входило в задачу этой "разборки". Возможно, я что-то не улавливаю, но не вижу, как правое пятно можно включить в ритмический рисунок. Покажите. А во-вторых - я и не подозревал, что справа полицаи. А вы как догадались?
|
 |
44. |
05.02.2005 11:09
|
| -43-насчет полицая, виноват, мне показалось , а Вариант кадрирования я Вам направил . Признаюсь что когда сам стал смотреть эту картинку во многом с Вами согласился
|
 |
45. |
05.02.2005 11:40
|
| Тут я подошёл и встал послушать.
|
 |
46. |
05.02.2005 18:16
|
| - по любому, очень интерсный разговор спасибо Виктор
|
 |
47. |
13.02.2005 13:41
|
| итак
моя личная позиция такова
---
вводная часть - смотри коммент 1 первый абзац. за исключением высказывания о "грамматике"
сегодня я придерживаюсь идеи, что чел воспринимая картинку воспринимает ее двояко: содержательно и графически.
в содержательную часть входят : сюжет, персонаж, знаково-символьная составляющая и тп. во вторую - то что рассматривается в данной ветке.
...
я бы сказал, что картинка нравится когда она хорошо ложится на одну из графических схем, "прошитых" в сознании зрителя.
схем в сознании зрителя "прошито" немного. при этом у зрителей принадлежащих разным культурам набор схем различен.
...
|
 |
48. |
13.02.2005 13:47
|
| схема "по третям"
делим кадр вертикальными линиями на три равные части
тогда
графическая доминанта картинки ДОЛЖНА располагаться на левой верт.линии. что интересно, графическая доминанта в этой схеме совпадает с содержательной
на правую верт линию обязана попасть точка схода линейной перспективы, а так же самый удаленный объект изображения.
|
 |
49. |
13.02.2005 13:55
|
| примеры
ссылка
ссылка
ссылка
очень любопытный пример ссылка
и туча туч всяких других примеров
само собой схему уважают не только фотографы но и живописцы ссылка
|
 |
50. |
13.02.2005 13:59
|
| ссылка
|
 |
51. |
13.02.2005 14:03
|
| "золотое сечение"
виртуально удобней всего рассмотреть воспользовавшись фотосайтом. там под каждой картинкой есть 4кнопочки. нажав вторую справа включаем разметку "золотого" сечения.
возму для примера все ту же замечательную картинку ссылка
|
 |
52. |
13.02.2005 14:12
|
| разберем практику использования этой разметки
обычно бывает так:
суть, как бы это сказать... "центр события", располагается целиком в рамке, ограниченной центральным прямоугольником. либо ценральным столбцом.
с одной, а лучше несколькими "лучами" разметки, исходящими из центра ОБЯЗАТЕЛЬНО совмещают как можно больше вертикальных и горизонтальных линий картинки.
|
 |
53. |
13.02.2005 14:14
|
| в этой разметке понятия перспективы, точек схода и тп роли не играют
|
 |
54. |
13.02.2005 14:23
|
| примеры
ссылка
ссылка - мешок с апельсинами в центре. с левым нижним лучем совпадает граница мостовой и стены-лестницы
ссылка - центр действия в рамках середины, верхняя горизонталь разметки по всей своей длине имеет отклик в линиях картинки
...
примеров , понятно, тоже туча
|
 |
55. |
13.02.2005 14:31
|
| в обшем случае, "зс" используют, старась вписать в центральные зоны наиболее важное, оставляя периферию "пустыми полями"
ссылка
|
 |
56. |
13.02.2005 14:36
|
| на этом же примере укажу, что для придания некой эмоциональной "напряженности" изображению, мастера умышленно "промахиваются" относительно разметки.
---
вот кстати ссылка
эта картинка близка и к третям и к золсеч. но не совпадает ни с тем ни с другим.
отчюда зрителя и "мутит" несколько . типа как и героя...
|
 |
57. |
13.02.2005 15:04
|
| ===
вот если коротенько...
что хотел отметить
===
есть и другие любимые современнымит фотографами абстрактные схемы
к примеру
- то что я называю "парность"
- ммм термин вылетел.. это когда кадр делится пополам, а левая половина еще пополам,... а герой часто при этом застит правую половину.
ну вот примеры
ссылка
ссылка
ссылка
- или упомяну о сакральной роли для восприятия европейца "рогульки" или "пары объектов" в ПНУ
...
===
что важно: схемы, как правило не исключают друг друга, а как раз совместимы в одной картинке. (за редким исключением..)
...
в общем любимая тема , что там ... эх!
:)
|
 |
58. |
13.02.2005 16:20
|
| 57
пример картинки к схеме "парность"
ссылка
|
 |
59. |
14.02.2005 14:14
|
| 51, 52
пояснения
- все сюжетные важные объекты вписаны крестом в середину зол.сеч
- тень на стенке имеет границу совпадающую с одним из лучей разметки зс
---
тут же можно показать действие схемы "парность"
все имеет пару
- люди
- предметы на стенах
- белые подушки
- рулоны красных одеяла
- помидоры
- чайник-банка
- банки
- пятна на одежде
...
|
 |
60. |
14.02.2005 16:34
|
| [47...59]: Спасибо, AndrewA! Очень интересно. Посмотреть подробно и отреагировать смогу через дня два-три.
|
 |
61. |
26.02.2005 00:04
|
| Толковое обсуждение получилось. Спасибо, Виктор!
|
 |
62. |
15.08.2006 03:35
|
| Виктор, куда дели оригинал.
|
 |
|